Объем информации, которую потребляет человечество, растет с каждым
годом. В определенной степени это связано с упрощением доступа к
информации вследствие появления Интернета. Количество сайтов и объем
контента в Глобальной Сети тоже растет. Однако что же на самом деле
представляют собой новостные ресурсы? Компания Webscan Technologies
обнаружила, что немногим менее половины новостей - это то, что принято
называть копипастом - скопированные дословные материалы, опубликованные
на других сайтах.
Только цифры
Согласно данным компании Webscan Technologies в первом полугодии 2008
года в Рунете было опубликовано 13,1 млн новостей. Темпы роста объемов
новостного контента в Рунете почти вдвое опережают рост количества
пользователей Рунета. Компания подсчитала, что на конец 2007 года на
каждого пользователя приходилось 0,6 новости, а на конец 2008 года этот
показатель составит примерно 0,7 новости на одного пользователя.
Около 38% новостей являются дословными перепечатками с других ресурсов.
При этом со 100 самых цитируемых онлайн-ресурсов Рунета за первое
полугодие 2008 года было перепечатано порядка 233 тысячи новостей,
которые были вторично размещены с различной степенью повторяемости
примерно на 18,5 тысячах сайтов.
Компания Webscan Technologies прогнозирует, что если тенденция роста
новостного контента сохранится, то к концу 2008 года количество
новостей составит около 28,9 млн, а это больше чем в 2007 году
практически в полтора раза.
Однако на самом деле, как свидетельствует исследование компании Webscan
Technologies, прирост новостного контента достигается не за счет
уникальных материалов, а за счет "информационного шума" - то есть по
сути информации, которая не несет в себе полезных сведений.
Делать свои новости невыгодно?
Юрий Белоусов, Smi2.ru считает, что причиной такого соотношения
является тот факт, что "это - самый дешевый вариант создания
собственного контента. Я думаю, что цифра занижена, в реальности
намного больше. Сюда же можно отнести простой рерайтинг новостей, без
добавления авторской аналитики и компиляции с разных СМИ. По сути
рерайтинг ухудшает новость, так как, как правило, содержит еще меньше
информации, чем в первоначальной новости".
Создание авторского контента всегда требует более высоких денежных
затрат - это не только оплата 2-3 редакторов, которые будут заниматься
копипастом. А это еще оплата квалифицированного журналистского труда. А
отдача от таких капиталовложений проявляется далеко не сразу, в том
числе и по причине огромного новостного потока, существующего в
онлайне. И сайты, существующие на копипасте, могут зарабатывать
ненамного меньше, чем проекты с оригинальными материалами, однако
стоимость работы таких ресурсов - гораздо меньше.
Масла в огонь подливают и многие блогеры, которые часто не гнушаться
копипастом, не тратя времени собственного авторского контента
(противореча тем самым самой идее блога). А это тоже увеличивает ту
самую долю "информационного шума", превращая новостной Рунет в сборище
мусора, где по-настоящему интересные тексты найти очень сложно.
Таким образом, увеличение объема публикуемых в русскоязычном Интернете
новостей происходит в первую очередь за счет так называемого
"информационного шума", тогда как количество новостных поводов
увеличивается незначительно. Эта тенденция объясняется все более
широким распространением протокола RSS: если раньше для наполнения
новостного web-ресурса актуальным контентом приходилось прилагать
определенные усилия, то сегодня этот процесс может осуществляться в
полностью автоматическом режиме за счет опубликованных на других
ресурсах материалов. В свете развития упомянутой тенденции можно
предположить, что в ближайшем будущем объем "информационного шума" в
Рунете будет только увеличиваться.
Правовой аспект
В комментариях "Газете.ру" генеральный директор ИД "Коммерсантъ" Демьян
Кудрявцев сообщил, что "В России многие привыкли, что информация ничего
не стоит и ее можно просто скопировать на свой сайт и зарабатывать на
этом. Точную сумму потери от воровства контента эксперты назвать
затрудняются, однако практически все отмечают, что речь идет о десятках
миллионов долларов".
Проблема еще и состоит в том, что довольно сложно добиться наказания
тем, кто использует чужие материалы в онлайне. Михаил Демидов,
журналист-аналитик издания Cnews.Ru (РосБизнесКонсалтинг) считает, что
"проблема оригинального контента в онлайн-СМИ, является достаточно
надуманной. Не секрет, что ряд информационных агентств достаточно
оригинально подходят к решению этой проблемы, переводя зарубежные
новости и снабжая их комментариями местных спикеров, в данном случае,
российских. Назвать такое плагиатом невозможно как с юридической, так и
с профессиональной точки зрения. По ГК РФ (четвертая часть статья 1259
пункт 6) не являются объектами авторских прав сообщения о событиях и
фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о
новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных
средств и тому подобное). Когда онлайн-СМИ снабжает его комментарием
эксперта, то новость превращается уже в эксклюзивный журналисткий
материал, который никак нельзя назвать плагиатом или вторичной
перепечаткой. Поэтому, мне кажется, бороться с заимствованиями
Интернет-ресурсов друг у друга невозможно - специфика сетевых СМИ
такова, что доказать факты правонарушения будет очень сложно, а
взыскивать штрафы за то, что благодаря перепечатке, пусть даже
незаконной, косвенно улучшается цитируемость оригинального источника
несколько некорректно".
Борьба за свои права
Проблема стала настолько серьезной, что в апреле 2008 года на
конференции "Интернет и бизнес" ведущие средства массовой информации -
ВГТРК, ИД "Коммерсантъ", "Газета.Ru", международная информационная
группа "Интерфакс", РАМИ "РИА Новости", "Sports.Ru" договорились о
совместной разработке мер по защите авторских прав на создаваемые ими
текстовые, фото-, аудио-, видео-, флеш-материалы, рисунки и другой
контент.
Основной целью таких действий является решение массовых нарушений
авторских прав в интернете. СМИ планируют выработать юридические и
технологические инструменты мониторинга за фактами нарушения отраслевых
правил и норм российского законодательства.
|